четверг, 7 февраля 2013 г.

таджики понимамают по фарси

ЦитатаПамирские народыСтраны проживания: Таджикистан, Афганистан, Пакистан, КитайРегион проживания: АзияПАМИРСКИЕ НАРОДЫ, группа народов высокогорных долин Западного Памира, входящего в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО) Таджикистана, а также Афганского Бадахшана, Пакистана, Северо-Западного Китая; малочисленны в Иране (в Хорасане). В ГБАО живут язгулемцы (самоназвание — згамик), рушанцы (рыхен, рухни) с локальной группой хуфцев (хуфидж), бартангцы (бартангидж) с локальной группой рошорвцев (рошорвидж), шугнанцы (хугни, хунуни) с локальной группой баджувцев (баджувидж), ишкашимцы (ишкошуми, ишкошими) и ваханцы (хик, вахи). В Таджикистане численность памирских народов в переписях населения после 1926 учитывалась в составе таджиков. В переписи 1989 к одному из памирских народов отнесли себя только 536 человек, однако родным назвали один из памирских языков 101 тыс. человек. В других странах живут около 75 тыс. человек: в Афганском Бадахшане по левобережью Пянджа (рушанцы, шугнанцы, ишкашимцы, зебакцы), в долине Вахандары (ваханцы), в верховьях Пянджа — мунджанцы, в Пакистане — мунджанцы и йидга (в Читрале), ваханцы — в долине реки Хунзы; сарыкольцы, родственные шугнанцам, и ваханцы — в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. При разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1895 проведено Памирское разграничение, по которому левобережные части Рушана, Шугнана, Ишкашима и Вахана отошли к Афганистану, а правобережные были отданы под номинальное управление эмиру Бухарского ханства — вассалу России, а в 1905 на основании неоднократных просьб памирских народов, обусловленных жестоким их угнетением бухарскими чиновниками, они были приняты в подданство России и вошли в Туркестанское генерал-губернаторство. Памирское разграничение, проведённое без учёта народных интересов, осложнило дальнейшее этническое развитие памирских народов верховьев Пянджа. Говорят на памирских языках восточной подгруппы индоевропейской семьи. Памирские языки не имеют письменности. Вследствие того, что большинство памирских языков взаимонепонимаемы, для общения между собой разноязычные памирские народы пользуются в настоящее время в Таджикистане таджикским языком (фарси, распространён также русский язык), в Афганистане — фарси-дари, в Пакистане — урду, в Китае — уйгурским. Верующие — мусульмане (исмаилиты), язгулемцы — в большинстве мусульмане-сунниты. В силу географической обособленности, исторических и социально-экономических причин памирские народы к X веку оказались на периферии этнической территории формирования таджиков на основе западноиранского языка фарси (дари), ставшего в Саманидском государстве языком литературы и науки. Памирские народы к этому времени сложились в самостоятельные народы со своими восточноиранскими языками. Основными элементами в этногенезе памирских народов были бактрийцы, тохары, древние сакские и дардские племена. Культурная общность, характерная для памирских народов и горных таджиков Дарваза, Каратегина и Куляба, восходит к тохарам, занимавшим территорию к югу и востоку от Гиссарского хребта. С X века идёт длительный процесс естественной ассимиляции таджиками восточноиранских народов. В диалектах современного таджикского языка — каратегинском, дарвазском, бадахшанских, ванчском отмечены элементы восточноиранских языков. В прошлом один из памирских народов — ванчцы (ванджи) был ассимилирован таджиками Дарваза. В первой четверти XX века язгулемцы в бульшей части были обращены в суннизм. Традиционные занятия — пашенное земледелие высокогорного типа, основанное на искусственном орошении (главные культуры — пшеница, ячмень, бобовые, в долинах — также огородные, плодовые и бахчевые), и отгонно-пастбищное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот, в том числе яки у шугнанцев и ваханцев). Из ремёсел развиты ткачество шерстяных паласов и тканей (в том числе и хлопчатобумажных) мужчинами, вязание богато орнаментированных шерстяных носков и ручное гончарство женщинами. Традиционные орудия труда (пахотное орудие типа рала с воловьей упряжкой, приспособления из досок для переноски грузов, в том числе снопов) сохраняются в ГБАО лишь там, где условия рельефа, почва и размеры пахотных участков не позволяют применять сельскохозяйственные машины. Бульшая часть памирских народов Таджикистана занята земледелием и животноводством в коллективных хозяйствах. Внедряются новые сельскохозяйственные культуры (кормовые, овощи, табак и др.). Развилась промышленность: пищевая, швейная; добыча и первичная обработка драгоценных и полудрагоценных камней. Характерными чертами хозяйства, материальной и духовной культуры, общественными и семейными отношениями памирские народы близки не только между собой, но и с соседними народами высокогорных долин. Они входят в один хозяйственно-культурный тип — «оседлые пашенные земледельцы-ирригаторы и скотоводы высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума». Традиционное жилище — из камня или сырцового кирпича, с деревянным каркасом, ступенчатым сводом кровли (чор-хона) и светодымовым отверстием; вдоль трёх стен — глинобитные нары. Чор-хона и нары придают национальный колорит и современному жилищу. Традиционная одежда туникообразного покроя у мужчин и женщин из шерстяных тканей, летом — из хлопчатобумажных. Длина мужских рубах несколько ниже бёдер, штаны, широкие в шагу, длиной чуть ниже колен. Женские платья отличаются от мужских рубах длиной (ниже колен) и разрезом, который сделан по середине груди. В холодное время мужчины носили шерстяные халаты, овчинные шубы. Женщины при выходе из дома надевали два-три шерстяных платья. Женские штаны имели длинные штанины, суживающиеся к щиколотке. На ногах — шерстяные с орнаментом носки, поверх них — кожаные, сшитые наподобие чулок сапоги на мягкой подошве. Женский головной убор — большое покрывало. В настоящее время традиционная одежда заменена в основном современным национальным костюмом таджиков и общепринятой

ЦитатаТАДЖИКИ, тоджик (самоназвание), общая численность 8280 тыс. человек. Говорят на таджикском языке западно-иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабской и русской графики. Верующие Таджики - в основном мусульмане-сунниты. Этногенетические процессы, предшествовавшие сложению таджикского народа, восходят к концу 2-го - началу 1-го тысячелетия до нашей эры, когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности, из которых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местными племенами эпохи бронзы. У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились восточно-иранские языки. Прямыми предками Таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преимущественно искусственного орошения, в горных и степных районах - скотоводством и разнообразным ремесленным производством. Во 2 веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи (тохары), которых некоторые исследователи причисляют к сакам-массагетам. Одна из их ветвей - кушаны создали могущественное Кушанское царство. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (8 век) на территории Средней Азии выделились 3 основные этнические области: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои культурные и бытовые особенности. С образованием государства Саманидов в 9-10 веках завершился и процесс сложения этнического ядра Таджиков, что было тесно связано с распространением общего фарси-даритаджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иранских народов (Таджиков и персов), создавалась их богатая литература (первые письменные памятники - 9 век). Письменно зафиксированное время появления этнонима "Таджики" - 11 век, однако фактически оно относится к более ранней эпохе. С 10 века начался многовековой процесс ассимиляции Таджиками восточноиранских по языку народов. Прослеживаются восточноиранские элементы в говорах современного таджикского языка (дарвазском, каратегинском, бадахшанском и др.). Консолидация нации у Таджиков не завершилась и к концу 20 века, продолжаются в Таджикистане этнические процессы ассимиляции Таджиками восточноиранских по языку памирских народов и ягнобцев.С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии перешло к тюркоязычным народам, всё новые волны тюркских, а позже монгольских племён проникали в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации Таджиков, в основном на равнинах, в меньшей степени - в горах и в больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент). Таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Средней Азии, особенно узбеками. Сложной оказалась судьба Таджиков во 2-й половине 19 - начале 20 века; северные районы таджикской оседлости вошли (1868) в состав России, а население Южного Таджикистана оставалось под властью зависимого от России Бухарского эмирата. В 1924 образована Таджикская АССР, в 1929 преобразованная в Таджикскую ССР, с 1991 Республика Таджикистан. Исконным занятием Таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов.Девушка в национальном таджикском костюме. Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных Таджиков скотоводство составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п. У равнинных Таджиков издавна были развиты различные ремёсла - изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных Таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).Это где-то в стольном граде Душанбе. Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов - дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую - внутренняя часть дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных Таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов. Традиционная одежда Таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.Невеста-таджичка в свадебном платье и тюбетейке. У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.Помните это лицо? Ну как же - это всемирно известный снимок Стива МакКури для "National Geographic", сделанный им в Афганистане в 1985 г.Фотообраз этой девушки произвёл тогда в западном мире что-то вроде художественно-эстетической сенсации. Так вот. Несколько месяцев назад я пробивал инфу об этой девице в разных закоулках Инета и выяснил, что она - таджичка. Вот так. В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца. Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных - лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных Таджиков - плов, у горных - суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный - обычно в холодное время года.Таджикские спортсмены-дзюдоисты. Фольклор Таджиков богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны сказки - волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже Насреддине. Музыка Таджиков построена на диатоническом звукоряде, вокальная - одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные - дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най, кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища - выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются национальная литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе музыка, балет.Сталин и таджикская девочка Мамлакат Нахангова.Just for lulz. По данным Переписи населения 2002 года численность таджиков, проживающих на территории России, составляет 120 тысяч человек

P В общем, раз уж тут создают целые темы, посвящённые каким-то эрзям и мокшам, то сделать тему о восточных иранцах сам б-г велел.Вуаля.

Полная версия этой страницы:

ИноФорум > Иранские народы Центральной Азии: прошлое и настоящее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий